НОВОСТИ, СТАТЬИ, ИССЛЕДОВАНИЯ

04.04.2018

Что ждет рынок Торговых Комплексов после трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня»: Тезисы

В этих тезисах я намеренно обойду своей оценкой, произошедшее 25 марта 2018 года, так как обсуждениями причин этой трагедии заполнены СМИ на всех уровнях. Следующей новостной бомбой явились высказывания политиков о переносе развлекательных парков и кинотеатров на первые «безопасные» этажи, что безусловно вызвало резонанс среди профессионалов рынка — от резко негативных до неподдельного удивления. Конечно, эта инициатива, если она будет принята на федеральном уровне, вызовет массу вопросов о дальнейшем функционировании множества объектов торгово-развлекательной недвижимости. Не будем вдаваться в реалистичность этой инициативы, так как все отлично понимаем, чем были вызваны столь категоричные оценки.

Эти тезисы я решила обозначить как вероятные тенденции к грядущим изменениям. Девелопмент торговой недвижимости был столь привлекателен, что с течением времени видоизменился до неузнаваемости. И это касается не только пожарной безопасности каждого объекта, в который мы усердно тянем покупательские потоки. Итак:

1. Давайте признаем, что развлекательная функция на данном этапе стала терять генерирующие функции, и восполнить она их сможет, заручившись доверием посетителей к торговым центрам, а не каждому оператору отдельно. А это совместная ответственность. Существует ли вероятность разделения торговой и развлекательной функции? Мое мнение – она мала, но такая вероятность существует! И к этому необходимо быть готовыми заранее.

2. Какова вероятность переноса развлекательной функции на нижние этажи торговых центров? С точки зрения технических особенностей кинотеатров – ее нет. Для развлекательных парков проблемой останется лишь стоимость квадратного метра высокодоходной площади 1-ых этажей. Если в комплексе функционирует только развлекательный парк (без кинотеатра), то такое возможно. И это будет личная воля собственника ТРЦ.

Какие варианты есть у кинотеатров если позиция законодателей будет жесткой? Как вариант: Не все, но многие крупные ТРЦ, построенные не в плотной жилой застройке, обладают возможностями реализовать дополнительные отдельные эвакуационные пристройки со стороны кинотеатров с прямым выходом на улицу. Будет ли это решением? Возможно!
3.

Как изменится доверие потенциального посетителя к Торговым центрам? В обсуждениях последствий этой трагедии слишком много комментариев из серии «через полгода забудется»! Я не питаю таких иллюзий, речь идет о безопасности посещения. А согласно «пирамиде Маслоу» мы скатились на 3 позиции вниз! И зарабатывать это доверие придется многолетними усилиями. Психологи утверждают, что смазываются острые впечатления, но глубокий уровень подсознания еще долго будет ассоциировать посещение ТРЦ ярлыком «Danger»

Повлияет ли это на тенденцию проектирования и строительства торговых центров в одном уровне, по типу «Меги». Думаю, что такое возможно, так как для посетителя лучше потратить лишние полчаса на машине, но ощущать себя в безопасности.

4. Также хочу заметить, что большие шансы на популярность могут получить Outlet-центры разных форматов. Это парадокс, но в изначальной классификации Outlet-центр лишь формат торгового центра, специализирующегося на продаже одежды со значительными скидками. На российской почве, в сознании российского покупателя Outlet-центр – это безопасные «европейские» улочки, напичканные модными магазинами: Fashion House Outlet, Outlet Village и пр. Использование самого понятия «Outlet center» может нивелировать страхи посетителя, но злоупотреблять этим не стоит.

5. Витрины? Все мы знаем почему любой ТРЦ это замкнутое пространство. Но это перестало удовлетворять нашего посетителя! Будет ли возможным реконструкция старых и строительство новых ТРЦ с учетом открытия витринных пространств, а также отдельных входов и выходов магазинов и кафе, располагающихся на нижних уровнях? Безусловно да! Мы же любим копировать западный опыт. Так вот эта тенденция уже вовсю реализуется в мире. Обращаем на это внимание!

6. Ну и маркетинг! Надо ли говорить какое отношение посетителя и рынка вызвали продолжающиеся маркетинговые акции в социальных сетях в период траура, связанного с трагедией в ТРЦ «Зимняя вишня»? Забудется? Врядли! Самое время пересмотреть свои маркетинговые планы. Стандартные методы и обкатанные «фишки» мало того, что не возымеют действия, но и могут вызвать устойчивый негатив. Не лишним было бы и привлечь специалиста-психолога, так как рекламные тексты и посты в социальных сетях стоит формировать крайне осторожно, принимая во внимание синдромы переживания чувства страха и тревоги у посетителя на уровне бессознательного.

Некоторые оппоненты мне возразят, ссылаясь на быстро нивелирующиеся страхи от пребывания в метро после печальных терактов. Но ведь метро – это средство передвижения, необходимость в современном мире, без быстрого и удобного передвижения не обойтись. А торговые центры — это не метро…

Давайте зададим себе вопрос – может ли покупатель обойтись без торгового центра?
А торговый центр?… Может обойтись без покупателя?


 Кожевникова Ольга (Reconsult Estate)

 

 

Blog